Войти
  1. ВКонтакте
  2. Facebook
  1. Форум » Орбита телевидения » Телевизионный прием и новости » Новости телевидения » Телевизор – только за деньги
Новые публикации Скрыть панель справаПоказать панель справа

Телевизор – только за деньги

Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 1 отправлено 14:35, 18.06.2013
Каждый второй россиянин уже сегодня вынужден платить за возможность смотреть формально общедоступные телепрограммы. На минувшей неделе из эфира исчез канал Euronews, исключительно за дополнительную плату зрители получают доступ к программам высокой четкости (HD). Сколько стоит посмотреть интересный канал, узнала «Фонтанка».

Один сплошной Интернет…

Если герой фильма «Москва слезам не верит» утверждал, что к 2000 году останется «одно сплошное телевидение», сегодняшние аналитики строят аналогичные прогнозы относительно внедрения интернет-технологий: к 2015 году во Всемирную паутину уйдут весь контент и реклама, тогда как телевизор уже сейчас смотрят преимущественно пожилые граждане. Директор по маркетингу компании «ЭР-Телеком» Андрей Чазов относится к таким прогнозам с юмором. По его словам, уже сегодня в среднем в каждой квартире «не смотрят» по два телевизора, а ежегодный прирост телеприемников оценивается в 7 млн штук и продолжает расти.

Екатерина Кузнецова из исследовательской группы «TNS Россия» также опровергает довод о том, что Интернет «уведет» телезрителей. «Аудитория телевидения стабильна, но теперь она размазывается между каналами», – убеждена аналитик. Так, в Северной столице ежедневно эфирные каналы смотрят в среднем 71 процент взрослого населения, тогда как в Интернет выходят только 60 процентов. Среди телезрителей действительно преобладают пенсионеры, но, вопреки расхожему мнению, смотрят они в основном не телесериалы, а новостные программы (молодежь чаще предпочитает узнавать о произошедших событиях на просторах Интернета).

Альтернативой обычному телевидению выступают видеоресурсы в Интернете, которыми, по оценкам «TNS Россия», сегодня ежедневно пользуется до 13 млн россиян. Почти половина запросов приходится на YouTube и портал «Яндекс.видео».

Дорогое удовольствие

Общее число пользователей платного телевидения оценивается в 32 млн домохозяйств. Хотя в это число входят как пользователи «социальных» телесетей (транслирующих по кабелю обычные бесплатные эфирные программы), так и дополнительных, в первую очередь цифровых каналов высокой четкости (HD).

Стоимость качественных услуг директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков оценивает в среднем в 240 рублей в месяц, что в 2 — 2,5 раза дешевле, чем в Европе. Цена зависит от многих факторов, в том числе от технологии (самую низкую плату предлагают операторы спутникового ТВ, дороже всего обходятся кабельные сети) заказываемого пользователями пакета (числа каналов) и т.д. Каждый оператор предлагает различные тематические пакеты, а также дополнительные интерактивные сервисы (PVR) – «видео по запросу», запись, сдвиг по времени и пр.

Однако далеко не все петербуржцы могут получить современные сервисы. Так, в некоторых центральных районах конкуренция ограничена, и жильцам домов старого фонда доступны исключительно услуги «Ростелекома» (бывшего ПТС). За относительно невысокую плату монополист предоставляет 16 каналов, но смотреть их можно только на одном телевизоре в квартире.

Качественный контент обойдется в копеечку. Например, базовый пакет (34 HD-канала и 80 программ стандартного цифрового качества) от «Дом.ru» стоит 395 рублей в месяц, но еще не меньше 1500 рублей нужно заплатить за декодер. У «Билайна» самый дешевый пакет (5 HD и около ста обычных каналов) стоит 640 рублей в месяц (включая аренду оборудования). Основной пакет «Твое ТВ» обойдется в 290 рублей в месяц (75 цифровых каналов стандартного качества), за оборудование нужно заплатить от 2,2 тысячи рублей.

Также можно смотреть телеканалы через планшетный компьютер. Например, в «МТС» такой сервис стоит от 290 до 340 рублей в месяц. По мнению Артема Лыскова, директора по маркетингу телеканалов Viasat на территории России и стран СНГ, развитие HD-телевидения тормозят устаревшие кабельные сети и дороговизна контента. Кроме того, на рынке пока нет дешевых телевизоров, поддерживающих HD-формат, – по оценкам экспертов, даже сегодня только треть продаваемых в России телеприемников позволяет смотреть программы в высоком разрешении. Хотя во многих случаях использование платных каналов – единственная возможность для россиян в целом и петербуржцев в частности получить доступ к формально бесплатным телепрограммам. Например, с 1 июня ВГТРК прекратила эфирное вещание телеканала Euronews в столичном регионе, передав частоту другой телекомпании. Смотреть европейские новости россияне теперь могут, только будучи клиентами кабельных или спутниковых сетей, и только с 6.30 до 10 часов утра (то есть в практически самое «глухое» время).

Государство поможет

Согласно одобренной правительством России программе развития телевещания, уже к 2015 году всё население должно быть обеспечено многоканальным цифровым телевещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных каналов. На реализацию этого проекта только из федерального бюджета выделяется более 76 млрд рублей.

Коммерческие операторы и эксперты скептически относятся к такой программе. Денис Кусков убежден, что государственная цифровизация не ставит крест на операторах платного телевидения. «Вопрос лишь в государственном субсидировании приставок. К тому же коммерческие операторы не пойдут в города с населением 50 тысяч человек и менее. При всех коммерческих вопросах нельзя забывать о людях, живущих в нашей стране», – убежден он.

А Андрея Чазова смущает отсутствие четких правил игры: «Кто будет раздавать приставки, субсидируемые за государственный счет? На практике приставки надо менять каждые два-три года – как будет организован сервис, кто их будет ремонтировать и т.д.?»

Антон Одынец, «Фонтанка.ру»
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 2 отправлено 12:30, 30.12.2013
За счет чего можно увеличить ARPU? Почему абоненты не уходят от операторов, которые их не устраивают? Когда закончатся игры с "открытой цифрой"? Об этом "Кабельщик" побеседовал с Андреем Чазовым, директором по маркетингу "Дом.ru" ("ЭР-Телеком").

Яна Бельская: Хотелось бы начать разговор с традиционного для декабря вопроса. Каким выдался год для рынка платного ТВ?

Андрей Чазов: Рынок развивается циклично. В 2013 году его драйвером, как и до 2007 года, вновь стало ТВ, только на этот раз не кабельное, а HD. Еще год-два назад у операторов был по сути один дифференцирующий фактор — пакеты услуг отличались между собой лишь скоростью доступа в интернет. Сейчас благодаря услуге цифрового ТВ их не менее 5. Это количество доступных HD-каналов, состав базового пакета и число тематических пакетов, доступ к видеотеке и другим сервисам и т.д. Параллельно растет интерес операторов к телеконтенту. Выиграет тот, кто предложит контент мирового качества.

Я.Бельская: Раньше рынок рос на 20% в год, а сейчас? От силы 10%?

А.Чазов: Да, причем 5-8% из них — это ARPU.

Я.Бельская: То есть рост ARPU все-таки существует?

А.Чазов: Конечно. И его причина — индексация. На рынке платного телевидения одна половина — это индексация, вторая половина — это цифровое телевидение с большим ARPU, с большими возможностями по допакетированию, по апсейлу, кросс-сейлу и т.д. На интернет-рынке это переводы на другие тарифные планы. Если ваши маркетологи правильно выстроили тарифную политику, то через переводы, пакетирование, продажи более дорогих пакетов вы сможете повысить ARPU с абонента.

Я.Бельская: А вам это удается? И если да, то за счет чего в первую очередь растёт ARPU у "Дом.ru"? В регионах операторы говорят, что вы поднимаете цены даже на обычный базовый пакет. Насколько это близко к истине?

А.Чазов: Мы ежегодно повышаем цены на базовый пакет кабельного телевидения. Для абонента это, возможно, не очень приятно, но с точки зрения бизнеса, устойчивого бизнеса и дальнейшего развития мы вынуждены это делать.

Я.Бельская: А какой у вас ARPU на текущий момент?

А.Чазов: 290 рублей с НДС — средний показатель по всем услугам для частных пользователей.

Я.Бельская: На Западе кабельные и спутниковые операторы регулярно публикуют информацию о том, что они построили новую сеть или подняли уровень услуг, и поэтому вынуждены поднять цены. Благодаря этому их абоненты понимают — почему стоимость услуг возросла.

А.Чазов: Мы практикуем именно такой подход. Если повышаем цену, значит, запускаем новые каналы и сервисы, повышаем скорости и т. д.

Я.Бельская: А как реагируют абоненты на изменение цены? Насколько отток пользователей покрывается теми доходами, которые вы получаете от повышения абонентской платы?

А.Чазов: Цикл оттока после изменения цены составляет шесть месяцев. Почти никто не читает sms и другие уведомления об абонентской плате, поэтому отток начинается со второго месяца, когда абоненты получают счета. На третий месяц приходится пик оттока, а с 4-го по 6-й месяц процесс затухает. Вообще, отток и без повышения тарифов на 30-40% зависит от цены. Все бегают между операторами за более дешевыми акционными предложениями.

Я.Бельская: Но здесь играет роль ещё и тот момент, что перейти на другого оператора платного ТВ всё-таки сложно: нужно расторгнуть старый договор, затем заключить новый и дождаться мастера, который придёт и подключит всё. Это в целом более трудозатратная процедура, нежели процесс подключения/отключения тарифа, скажем, у "сотовиков".

А.Чазов: Да, потому у нас и отток меньше. Если не ошибаюсь, у "сотовиков" он составляет 35-40% в год, а у нас — 10-20%.

Я.Бельская: В то же время, насколько я понимаю, маржинальность в проводном бизнесе ниже, чем в сотовой связи?

А.Чазов: Не факт. У нас есть "старые" города, которые работают по маржинальности на уровне сотовой связи. И есть "новые" города, которые пока находятся в инвестиционной стадии, стадии операционного роста. Сейчас их маржинальность ниже только из-за многочисленных операционных затрат.

Я.Бельская: В сегменте спутникового ТВ конкуренция идёт, как говорится, не на жизнь, а на смерть. Насколько уничтожающая борьба идёт на кабельном рынке?

А.Чазов: Среди локальных операторов есть те, кто сохраняет абонентскую базу, только снижая цены. Причём они понимают, какой у них отток абонентов на самих себя, но по-другому работать не умеют. Это, конечно, никуда не приводит, и ломает весь рынок. Федеральные кабельные игроки работают по-другому. Они пытаются выстраивать бизнес, думают о его развитии. Есть, конечно, проекты с инвестициями в GPON и IPTV, которые, по нашим оценкам, будут окупаться 14-16 лет. Но здесь есть интернет с хорошей рентабельностью, и нет демпинга, здесь все разумно. Бизнес никто не портит, никто не даёт 100 Мбит/c за 50 рублей.

Я.Бельская: А из небольших операторов кто-то дает?

А.Чазов: Да, у некоторых локальных операторов есть акции — интернет бесплатно на полгода. Они так защищаются... Мне кажется, небольшие игроки рано или поздно поймут, что им не хватает денег на запуск современных качественных услуг. Я знаю примеры, когда локальные провайдеры не смогли качественно запустить IPTV на своих сетях. Не хватает не только финансов, но и знаний.

Я.Бельская: Ну, с интерактивным телевидением отдельная история. Здесь и стартовые лицензионные платежи и выплаты правообладателям — колоссальные. Я сама пробовала запускать интерактивную услугу на спутниковом телевидении, и пришла к выводу, что она в принципе не способна окупиться.

А.Чазов: Тут еще и оборудование очень дорогое. Современные услуги — именно тот рубеж, который локальные операторы проигрывают. Например, нужны огромные инвестиции в качественную Wi-Fi-сеть c различными контроллингами, отдельными серверами. Кто не сможет запустить мультискрин — не выиграет, кто не сможет запустить интерактивные ТВ-сервисы — не выиграет.

Я.Бельская: А насколько все эти сервисы в настоящий момент востребованы в народе и насколько народ готов платить за них? За тот же HD.

А.Чазов: У нас уже 50 каналов в высоком разрешении, и наша стратегия — постепенно перевести весь пакет в HD. Мы используем гибридную технологию (IP-сеть — для интернета, и DVB-T сеть — для аналогового и цифрового телевидения), и нам хватит частот и для аналога, и для цифровых SD- и HD-пакетов, и для 100-мегабитной полосы интернета, плюс поверх очень хорошо ложатся разные интерактивные сервисы. А тем операторам, у которых одна сеть, и на ней строится и IPTV и интернет, частот не хватит.

Возвращаясь к HD. Я всегда говорил, что наша стратегия — максимум HD, и на это есть колоссальный спрос. В больших городах уже в 30-35% квартир есть большой современный телевизор — HD Ready или Full HD, и люди хотят использовать его возможности по максимуму.

Я.Бельская: А что насчёт других услуг? Например, видео по запросу, catch-up или time-shifting.

А.Чазов: Time-shifting — интересный сервис, он второй по популярности после HD, все остальное сильно ниже. Еще очень хорошо идут OTT-сервисы. Мы реализуем их через свою приставку. Через наш ресивер можно получить доступ к контенту ivi, Tvigle, Zoomby, скоро будет SportBox.

Я.Бельская: А сколько стоит такая приставка?

А.Чазов: 1500 рублей, мы немного дотируем ее для абонента. Это недорого, а, с другой стороны, рынок раздаёт приставки бесплатно.

Я.Бельская: Нет! В лизинг. Я не знаю у нас операторов, которые полностью дотируют раздачу приставки.

А.Чазов: Пока мы не нашли лизинговую схему и потому берем эти платежи на себя.

Я.Бельская: А какова у вас разница в стоимости аналогового и цифрового пакетов?

А.Чазов: Ее нет. Приобрел ты "интернет + аналоговое ТВ" или "интернет + цифровое ТВ", стоимость одна.

Я.Бельская: Предлагаю поговорить об "открытой цифре". В чем её специфика?

А.Чазов: Все операторы хотят зарабатывать, но с каждым годом свободных абонентов становится все меньше. Соответственно, чтобы выручка и весь российский рынок рос, нужен рост ARPU. Как повысить ARPU? Переводить на "цифру" абонентов аналогового ТВ, продавать дополнительные тематические пакеты и контент. А если "цифра" открытая, то эти факторы роста ARPU перестают работать. На мой взгляд, операторы, дающие "открытую цифру", преследуют одну цель — защитить свою базу и снизить отток абонентов.

Посмотрите на западный или восточный рынок — там нет "открытой цифры", потому что там бизнес. И в нашей стране "открытая цифра" будет работать до поры до времени. К операторам, работающим по этой модели, придут абоненты, и начнут жаловаться, что продукт не развивается: "Когда мы к вам подключились, у вас было 60 каналов и скорость интернета 128 Кбит/с. Сейчас скорость больше, но каналов все также 60.

От "открытой цифры" не получает больших денег ни канал, ни оператор, да и рынок не развивается, так что это неинтересно. Не думаю, что федеральные операторы будут поддерживать эту модель.

Я.Бельская: Понятно. Предлагаю отойти от "открытой цифры" и обсудить вопрос качества. Сейчас на рынке идет конкуренция количеством каналов, количеством услуг, количеством всевозможных приложений на телевизоре и т.д. Почему не используется как маркетинговый инструмент качество? Например, почему не конкурировать тем, что у вас девочки более вежливые в call-центре или что "подключальщики" ходят по квартире в бахилах?

А.Чазов: Российское законодательство не позволяет сравнить свои характеристики с характеристиками конкурента. Я не могу в рекламе открыто сказать, что в наш call-центр вы дозвонитесь за 30 секунд, а в call-центр другого оператора вы будете звонить час. Так что качественные характеристики сложно донести до абонента. В Великобритании законодательство позволяет сказать операторам, к примеру, что у Virgin все хорошо, а у British Telecom — хуже, не покупайте у них. У нас так сказать нельзя.

Но вообще, наш рынок уже конкурирует на уровне качественных характеристик. Абоненты начинают прислушиваться к рекомендациям своих коллег и знакомых и начинают сравнивать именно качественные характеристики услуг. Я могу говорить об этом по результатам регулярного бренд-трэкинга (мы проводим его каждые полгода), который показывает, за какие качества абоненты готовы рекомендовать того или иного оператора, а за какие — ни за что не будут этого делать. Мы можем сравнить свои и чужие KPI по сервису, техническому и клиентскому обслуживанию. Сейчас у нас идёт подстройка под каждый локальный рынок, и другие операторы делают то же самое, начинают измерять NPS.

В 2012 году мы пытались выстроить продажи через сервисные КФУ (ключевые факторы успеха), но абоненты это не восприняли. Сложно объяснить абоненту другой компании, что у нас лучше. "У нас обрывов нет. — Так и у меня тоже, считай, нет, ну 10 в месяц. — А у нас раз в полгода". Пользователи привыкли к своим операторам, они пользуются их услугами уже 3-4 года, свыклись с сервисом и думают, что так у всех. А раз по телевизору нельзя сказать, что у вашего оператора обрывы раз в сутки, а у нас раз в полгода, то пока к ним не придет знакомый и не объяснит, что бывает по-другому, что-то сделать сложно.

Несмотря на это, повторюсь, конкуренция по качеству уже идет. Сейчас сложно отличаться скоростью интернета — она у всех одна, так что настало время отличаться телевидением. Темпы прироста по рынку ТВ будут больше, чем по интернет-рынку. За счет цифровизации, за счет продаж дополнительных пакетов рынок телевидения будет оставаться драйвером.

Плюс за счёт того, что его активно популяризируют. В 2006 году такая история была с интернетом — была уйма рекламы, господдержка, везде можно было услышать, что за интернетом будущее. Всё это раскачало интернет. Cейчас то же самое происходит с телевидением. Государственная поддержка цифровизации, реклама телевизионного, голливудского контента — всё это начинает раскачивать рынок телевидения.

Я.Бельская: И последний вопрос. Ощущаете ли вы серьезную конкуренцию со стороны спутниковых операторов, особенно дискаунтеров. Ведь сейчас "НТВ Плюс" начал предлагать неприлично низкую абонентскую плату, "Телекарта" очень активно развивается и, конечно, "Триколор ТВ" и так сильно развит. Насколько они портят вам жизнь и сложно ли держать цену пакета и тем более поднимать её, в то время как спутниковые операторы уже продолжительное время цены не поднимают?

А.Чазов: Мы ежемесячно проверяем баланс абонентов, т.е. весь приток и весь отток. Мониторим, сколько откуда пришло и сколько к кому ушло. Баланс по спутниковым операторам небольшой. Поэтому ответ на вопрос: нет.

Почему так происходит? Всё дело в пакетировании. Абонент получает ТВ, интернет, телефон от одного оператора, с одним счетом и за вменяемые деньги. Чем больше пакет, тем большую скидку он получает или какие-то подарки (так называемая индустрия подарков, я чуть позже объясню, что это такое). Абонент понимает, что если он уйдет к спутниковому оператору и сэкономит на телевидении, то, во-первых, он лишится энного числа HD-каналов, во-вторых, столкнётся с тем, что ему надо где-то дополнительно заказать интернет, а некоторым и телефонию. Плюс придётся отдать немалый начальный платеж за оборудование. Всё это в сумме даёт минимум оттока.

Абоненты "спутника" — это по большому счёту жители пригорода, дач, небольших городов, в общем, тех мест, где нет кабельных сетей. В крупных городах ничто не сравнится с triple-play — пакетом, в который сразу входят интернет, кабельное ТВ и телефон.

А индустрия подарков, о которой я обещал рассказать — это спецакции с каналами или по оборудованию, и это еще одна граница, которую не смогут переступить локальные операторы. Все-таки "федералам" проще договориться с производителями контента, оборудования и розничными сетями о скидках, подарках и акциях.

Я думаю, индустрия подарков скоро заиграет в России, даже несмотря на то, что рынок стагнирует и не будет как раньше расти на 20% в год. Но мы не сомневаемся, что он будет расти в ARPU, что рано или поздно выиграют федеральные операторы, потому что у них более качественный сервис, у них больше инвестиции, новее технологии и более эффективный доступ к контенту.

Я.Бельская: Спасибо, Андрей!

А.Чазов: Пожалуйста!
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 3 отправлено 18:55, 31.01.2014
Операторы платного ТВ не обязаны бесплатно обслуживать абонентов, даже если те подписаны только на общедоступные бесплатные телеканалы. Такую норму предлагает законодательно закрепить Минкомсвязи.

Минкомсвязи считает нужным конкретизировать правила, руководствуясь которыми операторы платного ТВ предоставляют абонентам доступ к 10 обязательным общедоступным телеканалам (так называемому первому мультиплексу, состав которого был утвержден государством в 2009 г. и расширен в 2013 г.). Об этом заявил замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. По этим правилам операторы не вправе взимать с подписчиков деньги за показ этих каналов, но доступ к телесети и обслуживание они все-таки должны оплачивать, считает он. Сейчас Минкомсвязи обсуждает с операторами и телеканалами, как именно ввести эту норму в законодательство, сказал Волин «Ведомостям». Возможно, соответствующие поправки будут внесены в правила оказания услуг связи для телерадиовещания.

В первый мультиплекс входят каналы «Первый» и «Пятый», НТВ, ТВЦ, «Общественное телевидение России», «Карусель», а также четыре телеканала «Россия» ВГТРК.

Конкретизация правил оказания услуг связи для телерадиовещания стала бы хорошей новостью для рынка, считает советник президента Ассоциации кабельного телевидения России Елена Гультяева. Закон «О связи» предполагает, что бесплатно смотреть обязательные к распространению каналы могут только абоненты, заключившие договор с операторами и получающие от них платные услуги, говорит она. Но из-за неконкретности этой формулировки между операторами, абонентами и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) возникают трения. Абоненты часто требуют, чтобы операторы бесплатно транслировали им 10 обязательных каналов, рассказывает Гультяева: в регионах были случаи, когда подписчики требовали от ТВ-провайдеров вычетов из месячной абонплаты. А местные антимонопольные органы часто встают на сторону абонентов. Например, в 2012 г. смоленское управление ФАС сочло, что оператор «Орбита плюс» обязан показывать абоненту, отключенному за неуплату, каналы первого мультиплекса, следует из материалов разбирательства между этим оператором и ФАС. Схожее решение в том же году вынесло управление ФАС по Красноярскому краю в отношении «Комстар-регионы» (сейчас входит в МТС).

Почти половина российских зрителей платного ТВ — подписчики аналоговых кабельных сетей, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. А кабельные сети технически не могут отделить 10 бесплатных каналов от остальных — если руководствоваться логикой ФАС, то они вынуждены предоставлять доступ ко всем каналам даже тем, кто не платит за услуги, рассуждает он.

Это региональные прецеденты, центральный аппарат ФАС такими спорами не занимался, говорит руководитель управления ФАС Дмитрий Рутенберг.

Представители телеканалов, включенных в первый мультиплекс, переадресовали «Ведомости» за комментариями к операторам. «Вымпелком» поддерживает инициативу Минкомсвязи, говорит его представитель Анна Айбашева. Надо четче регламентировать порядок компенсации затрат операторов на трансляцию обязательных каналов в сетях кабельного ТВ, согласен представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. «Ростелеком» готов представить Минкомсвязи свои предложения, добавляет он.

В России уже достаточно зрелый рынок платного ТВ, констатирует гендиректор «Эр-телеком холдинга» Андрей Семериков. И подавляющее большинство подписчиков и так предпочитают платить и иметь доступ к нескольким десяткам каналов, а не искать возможность бесплатно смотреть 10 каналов первого мультиплекса.
 
Перейти
Найти

Доступ закрыт.

  1. Вам запрещено отвечать в темах данного форума.

Изменения статуса

    Никто не менял личный статус.

Загрузка...