Войти
  1. ВКонтакте
  2. Facebook
  1. Форум » Орбита телевидения » Телевизионный прием и новости » Транспондерные новости » Спутниковые новости » Орбиты «Газпрома»
Новые публикации Скрыть панель справаПоказать панель справа

Орбиты «Газпрома»

Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Администраторы
  3. 1621 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 1 отправлено 21:46, 22.04.2013
На вопросы журналиста отвечает генеральный конструктор ОАО «Газпром космические системы», «Заслуженный конструктор РФ» Николай Севастьянов.
– Николай Николаевич, минувший год стал знаковым для ОАО «Газпром космические системы» – на орбиту были выведены сразу два новых спутника: «Ямал-300К» и «Ямал-402». Причем эти события совпали с 20-летним юбилеем компании. Можно эти запуски считать и своеобразным подведением итогов двух десятилетий работы компании?

– Я бы не стал рассматривать вывод на орбиту спутников «Ямала-300К» и «Ямала-402» в контексте подведения итогов. Вы правильно заметили, что запуск «Ямала-300К» состоялся 3 ноября прошлого 2012 года практически в день 20-летия нашей компании (образована 2 ноября 1992 г.), но это совпадение случайно. Мы, честно говоря, были бы рады, если бы эти спутники удалось запустить значительно раньше. Обстоятельства сложились так, что запуск спутника «Ямал-300К» совпал по времени с юбилеем компании, который мы встречали в напряженной работе на космодроме Байконур.
Если же говорить о подведении итогов, то главным нашим достижением является создание полноценной космической системы связи «Ямал». Эта система развивалась поэтапно, поэтому вывод на орбиту спутников, о которых вы спрашиваете, следует рассматривать как очередной, безусловно, важный этап в развитии компании.
– А какие вообще этапы можно выделить в качестве ключевых в истории компании? Какова предыстория создания альянса газовиков и разработчиков космических систем?
– Начну со второго вопроса. В 1990–1993 годах я работал генеральным директором консорциума «Космическая регата», учрежденного НПО «Энергия» и еще рядом предприятий космической отрасли. Участники консорциума планировали совершить технологический рывок – разработать и вывести на орбиту космический парусный корабль, который бы летал под действием солнечного ветра. Эту идею вынашивал еще советский пионер ракетостроения Фридрих Цандер. «Космической регате» удалось отработать на российском космическом аппарате «Прогресс» основную технологию раскрытия в космическом пространстве солнечного паруса, но в связи с отсутствием финансирования дальнейшие разработки пришлось прекратить. Стремясь привлечь внимание к проекту, я опубликовал статью в журнале «Авиация и космонавтика», в которой, рассматривал различные возможности применения технологии солнечного парусного корабля, включая подсветку космическими отражателями северных городов в период полярной ночи. Этот материал вызвал интерес у генерального директора «Ямбурггаздобычи» Александра Маргулова. Он пригласил меня в гости, чтобы обсудить эту идею, но, кроме того, предложил сотрудничество в решении проблем со связью. Этот вопрос был крайне актуален для газовиков – достаточно сказать, что поселок Ямбург, в котором тогда трудилось до 10 тысяч вахтовиков, был соединен с Большой землей одним телефонным каналом, который использовался строго для производственных нужд. Таким образом, именно вопросы связи стали главным предметом сотрудничества между газовой и космической отраслью.

С этой целью в 1992 году был учрежден ОАО «Газком» (с 2008 года ОАО «Газпром космические системы»). Учредителями выступили северные предприятия тогда еще концерна «Газпром»: «Ямбурггаздобыча», «Тюменбургаз», «Уренгойгазпром», «Надымгазпром», «Тюментрансгаз», а также НПО «Энергия» и «Газпромбанк». Первым этапом работы стало создание сети станций спутниковой связи «Ямал-0» на северных газоконденсатных месторождениях с использованием арендованного ресурса спутников «Горизонт». Для этого «Газком» впервые в России разработал и сертифицировал станции спутниковой связи, в которыхприменялись цифровые модемы.
Увидев результат, руководство «Газпрома» одобрило создание собственных спутников «Ямал-100». Так начался второй этап. Космическая отрасль нашей страны тогда вошла в полосу затяжного кризиса, отставание от других стран в производстве спутников становилось все более заметным, поэтому на повестке дня стояла задача разработать принципиально новый спутник связи, не уступающий зарубежным аналогам. Эту работу мы вели в тесном сотрудничестве с НПО «Энергия», в связи с этим Генеральный конструктор НПО «Энергия» Ю.П. Семенов пригласил меня быть руководителем работ по созданию спутников связи в должности заместителя генерального конструктора по совместительству, так как я одновременно был гендиректором ОАО «Газком».
Выполняя функции заказчика, «Газком» также взял на себя разработку ключевого элемента спутника связи – полезной нагрузки и наземного комплекса управления. Замечу, что на сегодняшний день мы - единственная российская компания, разрабатывающая полезные нагрузки для коммерческих спутников связи, которые уже прошли квалификацию на космических аппаратах «Ямал». НПО «Энергия» занималась платформой спутника и интеграцией её с полезной нагрузкой. Основой платформы для спутников «Ямал», кстати, стала платформа, которую мы разработали для космического парусного корабля.

Спутник «Ямал-100» был запущен в 1999 году. В рамках этого проекта решались задачи по развитию систем связи для предприятий «Газпрома» и предоставлению услуг по телевещанию. Замечу, что еще 1998 году «Газком» первым в России построил Центр трансляции спутникового телевидения в цифровом стандарте MPEG-2. Для трансляции телеканалов тогда мы арендовали ресурс на спутнике Министерства связи «Экспресс». После того, как наш собственный спутник «Ямал-100» был принят Государственной комиссией и введен в эксплуатацию, мы перевели на него все ранее созданные нами телекоммуникационные системы.

Спутниковыми телекоммуникациями были обеспечены все виды деятельности в газовой отрасли: бурение, добыча, транспортировка и реализация газа потребителям.
–Таким образом, ваша деятельность по созданию спутниковой связи сразу включала одновременно производственную и коммерческую составляющую?
– И социальную тоже, поскольку нами были построены спутниковые телевизионные системы для 18 субъектов РФ на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Эти региональные телеканалы получили возможность трансляции через наш спутник. Кроме того, использование для трансляции телевидения цифрового стандарта MPEG-2, позволившеего в одном транспондере спутника помещать не один ТВ-канал, а сразу несколько, дало возможность на порядок снизить стоимость самой трансляции. Наконец, на основе используемых инновационных технологий, наш новый спутник сделал спутниковую связь услугой, доступной для корпоративного пользователя, как по качеству, так и по себестоимости. До него спутниковой связью в нашей стране пользовались только государственные структуры, для негосударственных компаний эта услуга была слишком затратной.

Свое дальнейшее развитие технологии, отработанные на спутнике «Ямал-100» получили в выведенных на орбиту в 2003 году спутниках «Ямал-200», в которых емкость полезной нагрузки была увеличена в несколько раз. Таким образом, в России была создана первая негосударственная орбитальная группировка спутников связи «Ямал».
– Как я понимаю, и единственная на сегодняшний день?
– Негосударственная - да. Если говорить в целом, то сейчас орбитальные группировки в нашей стране имеются у Министерства обороны, Министерства связи, Федерального космического агентства и ОАО «Газпром». Если вести речь непосредственно о спутниках связи, то группировки две: орбитальную группировку спутников «Экспресс» Министерства связи развивает и эксплуатирует ФГУП «Космическая связь», орбитальную группировку спутников связи «Ямал» Группы «Газпром» развивает и эксплуатирует ОАО «Газпром космические системы». Стоит также отметить, что орбитальная группировка спутников связи «Ямал» была создана без привлечения средств государственного бюджета на принципах проектного финансирования. Тем не менее государственные заказчики также используют услуги системы «Ямал». Например, в настоящее время через спутники осуществляется вещание порядка 170 телевизионных каналов, значительная часть которых – государственные.

– А как ваша орбитальная группировка выглядит на международном уровне?
– Если говорить о телекоммуникационных спутниках, то в мире на геостационарной орбите эксплуатируется около 300 спутников связи, которыми владеют 39 спутниковых операторов. Лидерами является так называемая «большая четверка»: SES (Люксембург), Intelsat (США), Eutelsat (Франция) и Telesat (Канада).
– Выходит, что Люксембург – великая космическая держава?
– Люксембургская компания SES эксплуатирует более 50 собственных спутников связи, один из которых, ASTRA 1F, «Газпром космические системы» в 2011 году арендовала и установила в свою орбитальную позицию для обслуживания российского рынка. Так вот, «большая четверка» – это глобальные операторы, которые обслуживают все континенты, а «Газпром космические системы» проходит по категории «региональных операторов» и обслуживает Восточное полушарие. Это, конечно, не значит, что наша деятельность ограничивается только территорией России. Ресурс спутников «Ямал» используется для предоставления услуг в 50-ти странах Европы, Азии и Африки.

– В прошлом году ваша орбитальная группировка получила значительное подкрепление благодаря запуску космических аппаратов «Ямал-300К» и «Ямал-402». В чем отличие этих спутников от их предшественников?
– Сразу отмечу, что к названным вами спутникам в текущем году должен добавиться спутник «Ямал-401». Эти аппараты уже второго поколения, создание и запуск которых знаменуют собой следующий этап развития системы спутниковой связи «Ямал». В них по сравнению со спутниками «Ямал-100» и «Ямал-200» в несколько раз увеличена мощность для электропитания полезной нагрузки и значительно - доля более высокочастного Ku диапазона, что позволяет транслировать непосредственное телевидение и предоставлять услуги широкополосного доступа для массового потребителя. Также значительно расширена зона обслуживания.

Новые «Ямалы» создают дополнительные возможности для клиентов, причем не только корпоративных, как раньше, но и физических лиц, предоставляя им прямой доступ к спутниковой связи и к спутниковому телевидению, обеспечивая покрытие качественным телевизионным сигналом больших территорий.
– Насколько известно, запуск «Ямалов» второго поколения планировался еще несколько лет назад. В чем причина задержки?
– Это связано с тем, что РКК «Энергия» не смогла исполнить свои контрактные обязательства по созданию и запуску в 2008 году спутников «Ямал-301» и «Ямал-302».
В итоге мы были вынуждены в 2009 году заново начинать проект «Ямал-300». Изготовление спутника «Ямал-300К», в котором совместили две полезные нагрузки, разработанные нами ранее, по предложению Роскосмоса передали в ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва» (ИСС), базирующееся в Красноярске.

Для производства двух спутников «Ямал-400» ОАО «Газпром» объявило открытый конкурс, который выиграла франко-итальянская «Тhales Alenia Space» (ТАS), сделав лучшее техническое и экономическое предложение. Роскосмос предложил поддержать отечественных производителей и передать производство спутника «Ямал-401» также в ИСС, но с использованием комплектующих ТАS, как для полезной нагрузки, так и для платформы. Но в связи с тем, что изготовление спутников в ИСС осуществляется дольше, чем в TAS, спутник «Ямал-402» был запущен раньше «Ямал-401».
– Но с ним как-раз и возникли проблемы при выводе на орбиту?
– Да, но дело не в спутнике. Возникла нештатная ситуация на ракете «Протон» – ее последняя ступень разгонный блок «Бриз-М» недовывел наш аппарат на целевую орбиту. К счастью, спутник «Ямал-402» оснащен апогейным двигателем, который необходим именно для больших коррекций орбиты. С его помощью, а также благодаря тому, что спутник заправили дополнительным топливом, французские специалисты довели спутник «Ямал-402» до расчетной орбиты, что позволило ввести его в эксплуатацию.
– То есть, зарубежные спутники надежнее отечественных?
– Так говорить – значит несколько упрощать ситуацию. Как я уже отмечал, в 1990-е годы у нас по известным причинам образовалось серьезное отставание в вопросах надежности электронных компонентов и внедрению новых технологий при производстве космических аппаратов, а также сформировался дефицит профессиональных кадров. Космическая отрасль пережила трудные времена, но сейчас ситуация выправляется. Как говорят, «не боги горшки обжигают», и я думаю, что с внедрением новых технологий наша космическая промышленность вернет утраченные позиции.
– У вас теперь в планах, как я понимаю, спутники «Ямал-500» и «Ямал-600»? В чем их специфика?
- Да, спутники третьего поколения - это очередной этап в развитии космической системы «Ямал». Здесь мы переходим на более высокий Ка-диапазон, используем более сложную полезную нагрузку, на порядок увеличивая телекоммуникационную емкость спутника. Наши клиенты благодаря этому смогут использовать маленькие станции с диаметром «тарелки» 60 см и получать до 20 Мбит/сек. Можно будет через небольшую станцию полностью реализовать широкополосный сервис – телефонную связь, доступ в интернет, интерактивное ТВ. Мы, конечно, здесь не пионеры – несколько таких спутников запущены в США и в Европе. Запуск спутника «Ямал-601» планируется в 2015 году. Он заменит в позиции 49 градусов восточной долготы спутник «Ямал-202». Следующий спутник «Ямал-501» должен полететь в 2017 году.
– А непосредственно для «Газпрома» какие преимущества дает вывод новых спутников на орбиту?
– Решение телекоммуникационных задач в интересах Группы «Газпром» наш приоритет. Вывод на орбиту новых спутников «Ямал» открывает Группе «Газпром» новые телекоммуникационные возможности, так как развертывание сетей спутниковой связи при наличии собственных спутников происходит в несколько раз быстрее и дешевле, чем наземных линий связи. А учитывая большие информационные потоки, которые можно обеспечить через современные спутники связи, спутниковую связь можно использовать не только для решения общепроизводственных задач и пионерной связи, но и для телемеханики на газопроводах, для объединения удаленных информационных центров цифровыми спутниковыми мостами со скоростью до 155 Мбит/сек и др. Еще одно преимущество широкополосной спутниковой связи заключается в том, что потребители оплачивают используемый трафик, а не канал или линию связи, что помогает им значительно уменьшить затраты на саму связь.
– Когда можно будет обеспечить доступ к интернету во всех отдаленных вахтовых и трассовых поселках?
– Технически мы это готовы сделать уже в текущем году благодаря выводу на орбиту спутников «Ямал-300К» и Ямал-402». Старые спутники «Ямал-201» и «Ямал-202» уже полностью загружены.
- Какие у вас планы по развитию космических средств в интересах Группы Газпром.
Мы начали разработку системы дистанционного зондирования Земли «СМОТР». Недавно в рамках этого проекта мы стали оказывать услуги предприятиям Группы «Газпром»: мониторинг технического состояния газопроводов и просадок на месторождениях, кадастровый учет, ледовый мониторинг, картографирование и другие.
Мы уже создали центр аэрокосмического мониторинга, где функционируют средства приема данных космической съемки, межотраслевой и тематической обработки, которая осуществляется на базе разработанных нами геоинформационных технологий. К сожалению, пока мы вынуждены покупать космические данные. Поэтому, все более насущной становится задача создания собственной группировки спутников наблюдения «СМОТР». Сейчас разрабатываем проектную документацию на эту группировку, которая должна состоять из радиолокационных и оптических спутников. По предварительным оценкам до 60% загрузки орбитальной группировки «СМОТР» может использоваться для производства геоинформационных услуг в интересах Группы «Газпром». Невостребованные мощности могут быть использованы для оказания услуг другим потребителям на коммерческой основе. Первый спутник по программе «СМОТР» мы планируем запустить в 2017 году. Создание системы дистанционного зондирования Земли «СМОТР» мы предполагаем осуществить на принципах проектного финансирования и самоокупаемости - также, как мы развиваем систему спутниковой связи «Ямал».
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 2 отправлено 14:24, 26.11.2013
«Газпром-медиа» договорился с «Интерросом» Владимира Потанина о покупке 100% холдинга «Профмедиа», сообщили компании. Получение одобрений регулирующих органов и завершение сделки запланированы на начало 2014 г. Финансовые условия сделки не разглашаются.

«Считаю это весьма выгодным приобретением для нашего холдинга, — заявил гендиректор “Газпром-медиа” Михаил Лесин, — “Профмедиа” давно и успешно работает на медийных рынках. За счет объединения активов “Газпром-медиа” и “Профмедиа” будет достигнут синергетический эффект. Объединенный холдинг будет представлять собой структуру другого уровня, более высокого.»

«Стратегически это правильная и своевременная сделка, как для акционеров, так и активов “Профмедиа”, и индустрии в целом. Консолидация в рамках “Газпром-Медиа” открывает новые рекламные и контентные возможности за счет расширения портфеля активов с взаимодополняемой аудиторией», — говорит президент «Профмедиа» Ольга Паскина. Это полностью денежная сделка, уточнила Паскина, но сумму раскрывать отказалась, добавив, что «наш акционер ею доволен».

«Газпром-медиа» управляет каналами НТВ, ТНТ, несколькими радиостанциями, спутниковой компанией «НТВ Плюс», издательством «Семь дней», интернет-компаниями Now.ru и RuTube и так далее. Это крупнейший медиахолдинг в России. Его единственный владелец — Газпромбанк, акционеры которого — контролируемая государством компания «Газпром», государственный Внешэкономбанк и «Газфонд» (НПФ группы «Газпрома», его средствами управляет компания «Лидер», совладельцы которой — акционеры банка «Россия» Юрий Ковальчук и Николай Шамалов).

Выручка «Газпром-медиа» в прошлом году выросла на 11,5% до 52,3 млрд руб., указано в отчетности Газпромбанка по МСФО. Подавляющая часть этой суммы (80%) получена благодаря размещению рекламы на телеканалах, радиостанциях, интернет-порталах и в журналах холдинга.

«Профмедиа» — один из крупнейших частных холдингов страны. До сих пор он полностью принадлежал «Интерросу» Владимира Потанина. Выручка «Профмедиа» в 2012 г. составила почти 20,2 млрд руб., что на 17,7% больше, чем годом ранее. Это самый внушительный рост выручки холдинга с 2008 г. Рентабельность по EBITDA выросла с 19 до 26% (без учета сети кинотеатров «Синема парк», выведенной в отдельный бизнес).

Большую часть доходов холдинг получил от телеканалов (MTV, «ТВ3» и «2&2») и радиостанций («Авторадио», Energy, «Юмор FM» и Romantika). Также в состав «Профмедиа» входит кинокомпания «Централ Партнершип» (ЦПШ).

Потанин давно искал варианты частичного выхода из медиабизнеса. «Профмедиа» планировала провести IPO весной 2010 г., но отказалась от него из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. После этого холдинг не раз обсуждал с потенциальными покупателями продажи своего телевизионного, радийного бизнеса или ЦПШ.

В этом году Потанин фактически совершил отложенную продажу «Афиши-Рамблер», которая также входила в «Профмедиа». Он объединил эту интернет-компанию с «Суп медиа» Александра Мамута, партнеры получили по 50% долей объединенной компании. Мамут полностью взял на себя управление этим бизнесом и обязался через три года выкупить долю Потанина, если тот захочет выйти из бизнеса (например, его не устроит капитализация).

«Афиша-Рамблер», «Синема-Парк», а также миноритарный пакет «Профмедиа» в сервисе Ivi не войдут в сделку с «Газпром-медиа», уточнила Паскина.

Ксения Болецкая
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 3 отправлено 21:05, 29.11.2013
На этой неделе на медиарынке было объявлено о знаковой сделке: холдинг «Газпром-Медиа» покупает своего конкурента – медиакомпанию «ПрофМедиа» (принадлежит «Интерросу» Владимира Потанина). Эта сделка подтвердила тренд консолидации активов на медиарынке в этом году, начатый объединением «Афиши-Рамблер» и SUP Media и укрупнением радиобизнеса Михаила Гуцериева.

«Газпром-Медиа» считает активы «ПрофМедиа» интересными и рассчитывает на синергетический эффект при их объединении со своими медиа, отмечал в интервью Sostav.ru первый заместитель генерального директора «Газпром-Медиа», отвечающий за управление активами холдинга, Владимир Шемякин. Среди причин продажи медиаактивов Потаниным называются как экономические – убыточная «ПрофМедиа», которая в тягость бизнесмену, так и политические.

«Владение медиакомпанией – это владение минным полем. Велик риск «наступить на мину»: причем это может сделать не сам Потанин, а какие-то не всегда даже известные ему люди могут сказать в эфире, написать, показать что-то, что вызовет приступ ненависти в Кремле или Следственном комитете.

Кроме того, если учесть инвестиционные модели Потанина (в смысле «Интерроса»), ему не нужны активы, которые в потенциально большом кризисе», – говорит руководитель медиа лаборатории в РИА «Новости» Василий Гатов.


Напомним, «ПрофМедиа», согласно финансовой отчетности за 2012 за год, является убыточной компанией. В 2012 году холдинг увеличил чистый убыток более чем в 8 раз с 127 млн до 1,1 млрд рублей, но показал рост выручки – на 12% до 15,9 млрд рублей, а рентабельность по EBITDA выросла на 53%, составив 4,1 млрд рублей.

По мнению медиаэксперта, основателя школы эффективного текста «Медиа» Андрея Мирошниченко, консолидация активов не продиктована несостоятельностью или неуспехом «ПрофМедиа» как бизнеса. «Более реальной причиной может быть перераспределение медиаактивов. С одной стороны, это их концентрация в специализированном холдинге, которому, вероятно, поручено собирать медиа и направлять их верной тропой. С другой стороны, это, скорее, освобождение «Интерроса» от активов, которые ему не нужны», – считает г-н Мирошниченко.

Консолидация активов «Газпром-Медиа» и «ПрофМедиа» приведет к появлению конгломерата на медиарынке. Это уже не первое укрупнение медиабизнеса в этом году.

Весной этого года «Афиша-Рамблер» Владимира Потанина и SUP Media Александра Мамута стали одной компанией, которой бизнесмены владеют в равных долях. Объединенная компания является крупнейшим по охвату аудитории медиахолдингом Рунета, по оценке Центра исследований РИА Новости.

Разрастается и радиобизнес Михаила Гуцериева. В январе 2013 года структуры бизнесмена купили 75% радиохолдинга Krutoy Media (Love Radio, «Радио Дача», «Такси FM»), причем Гуцериев получил право выкупа остальных 25% акций. По сообщениям СМИ, предприниматель станет владельцем радиостанции «Финам FM» – в начале ноября текущего года инвестхолдинг «Финам» вышел из капитала радиостанции. Михаилу Гуцериеву также принадлежат «Восток FM» и «Весна FM».

«Что касается конгломератов и укрупнений – это тренд, который убьет эти самые конгломераты. Чем больше и сложнее компания, тем она неповоротливее и тем сильнее по ней бьет кризис.

Увеличение размера и состава активов ведет к росту сложности и росту требований к качеству менеджмента. У нас и так с этим проблема, а для компании размером с «Газпром-Медиа»-«ПрофМедиа» – так и просто неразрешимая», – комментирует Василий Гатов.


По его мнению, выгода, которую получают владельцы конгломератов, лимитирована, так как рынок не станет больше того, какой он есть сегодня. Следовательно, это не покупка стоимости, а инвестиции в долю, которые никуда не ведут, кроме как к кладбищу «сытых» корпораций, добавляет г-н Гатов.
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 4 отправлено 20:25, 18.12.2013
В Телекоммуникационном центре «Газпром космические системы» (Щелково, Московская область) построена новая крупная земная станция спутниковой связи Ku-диапазона с антенной диаметром 9 метров. Мощность передатчика станции – 700 Вт.

Монтаж антенной системы и высокочастотного оборудования произвела компания «Газком космические технологии», специализирующаяся на выполнении работ по созданию сложных объектов спутниковой связи и управления спутниками.
Построенная земная станция обеспечит связь одновременно в двух линейных ортогональных поляризациях как в стандартном, так и в плановом диапазоне частот Северного и Российского лучей спутника «Ямал-402», работающего в точке 55 градусов восточной долготы.
С вводом в эксплуатацию новой станции спутниковой связи «Газпром космические системы» существенно расширит возможности по предоставлению услуг связи, телерадиовещания и широкополосного доступа на базе ресурса спутника «Ямал-402» (ранее эти услуги предоставлялись в ограниченном объеме с использованием земной станции, оснащенной антенной 3.7 метра и передатчиком 100 Вт).
Сейчас на территории Телекоммуникационного центра в Щелково размещено и работает более десятка только крупногабаритных спутниковых антенн (диаметром до 11 метров). Среди них – антенны для управления спутниками их емкостью и антенны для предоставления услуг. По своей размерности, оснащенности и объему оказываемых услуг Телекоммуникационный центр «Газпром космические системы» становится одним из крупнейших центров спутниковой связи в России.
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 5 отправлено 12:17, 26.12.2013
Как стало известно "Ъ", Федеральное космическое агентство (Роскосмос) должно до 31 декабря распределить около 30 млрд из более чем 170 млрд руб., выделенных на развитие космической отрасли в рамках бюджета 2013 года. Рассматривается вариант выделения предприятиям отрасли максимального количества авансов, которые оформят как дебиторскую задолженность. Если сделать это не удастся, то неиспользованные средства сгорят, а все не заключенные в этом году контракты перейдут в нагрузку к бюджету 2014 года. Глава Роскосмоса Олег Остапенко, впрочем, заявил "Ъ", что этот "чисто финансовый вопрос" будет решен в установленном порядке.

Как рассказал высокопоставленный источник "Ъ" в космическом ведомстве, цифра 30 млрд руб. сложилась, в частности, из учета всех незаключенных контрактов, непринятых работ и не выплаченных предприятиям ракетно-космической отрасли авансов за 2013 год. "Это остаток бюджета, который необходимо в срочном порядке раскидать между предприятиями отрасли, поскольку с наступлением 2014 года в силу вступит новый бюджет,— говорит собеседник "Ъ".— В случае если средства этого года перепрофилированы до конца так и не будут, то весь неиспользованный объем средств ляжет на бюджет 2014 года. Оставшиеся деньги этого года просто сгорят".

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, у руководства Роскосмоса остается семь дней: по данным "Ъ", в качестве возможного варианта рассматривается выплата предприятиям отрасли максимального количества авансов (которые будут оформлены как дебиторская задолженность предприятия) с их последующим возвращением Роскосмосу. Глава космического ведомства Олег Остапенко заявил "Ъ", что этот "чисто финансовый вопрос" будет решен в установленном порядке.

Напомним, что в этом году утвержденный бюджет Роскосмоса составил около 170 млрд руб. Он сложился из трех федеральных целевых программ: "Федеральная космическая программа на 2006-2015 годы" (128,3 млрд руб.), "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы" (21,6 млрд руб.), а также "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы" (19,9 млрд руб.).

Ведомство уже обнародовало объем утвержденного финансирования Роскосмоса на 2014 год — оно составит около 178 млрд руб. "Деньги уже расписаны на вполне определенные задачи и цели,— говорит собеседник "Ъ" в агентстве.— Если средства этого года использованы не будут, то подвисшие задания придется включать в программу 2014 года, а это означает либо ее корректировку, либо исключение каких-то позиций". Дополнительных ассигнований от Минфина, по его словам, "с учетом общего состояния экономики ждать не приходится". Напомним, что просьба увеличить финансирование космической сферы, изложенная летом этого года экс-главой Роскосмоса Владимиром Поповкиным, стоила чиновнику выговора от премьера Дмитрия Медведева.

Исходя из программы реализации государственной программы космической деятельности РФ до 2020 года Роскосмос получит финансирование в объеме 1,9 трлн руб. Как сообщал ранее статс-секретарь агентства Денис Лысков, на реализацию Федеральной космической программы до 2020 года планируется выделить 1,189 трлн руб., на программу ГЛОНАСС — 301,8 млрд руб., а на развитие российских космодромов — 252,1 млрд руб. Внебюджетное финансирование на все программы, по словам господина Лыскова, составит всего 81,9 млрд руб.

Заявленные цифры позволили Роскосмосу говорить о весьма амбициозных планах. К 2020 году в штатную эксплуатацию должна быть введена тяжелая ракета-носитель "Ангара-5", осуществлена модернизация стартовых и технических комплексов космодромов Плесецк (Архангельская область) и Байконур (Казахстан), а также введены в эксплуатацию первая и вторая очереди космодрома Восточный (Амурская область). За ближайшие шесть лет состав орбитальной группировки ГЛОНАСС должен быть переведен на космические аппараты нового поколения ГЛОНАСС-К, а общая численность спутников на орбите — достичь 113 космических аппаратов. Российский сегмент МКС должен будет насчитывать семь модулей, а на рубеже 2020 года планируется начать летные испытания космического корабля нового поколения. Если объем неиспользованных средств год от года будет только увеличиваться, это, по оценке собеседников "Ъ", неизбежно скажется на темпах реализации всей программы.

"Надо обратиться к опыту американцев, которые при принятии бюджета фиксируют, что в случае невозможности использовать полностью средства этого года они автоматически могут переносить его на следующий,— считает редактор профильного журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов.— Возможно, это как-то позволит решить проблему".

Иван Сафронов
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 6 отправлено 17:50, 27.12.2013
ОАО "Газпром космические системы" на днях провело заседание совета директоров, на котором рассмотрело долгосрочную программу развития компании до 2020 года. По итогам заседания документ был единогласно одобрен.

Принятая программа строится вокруг трех основных направлений — это развитие системы спутниковой связи и вещания "Ямал", развитие системы аэрокосмического мониторинга "СМОТР" и создание сборочного производства космических аппаратов.

Напомним, что сборочное предприятие ГКС планирует построить в подмосковном городе Щелково. На реализацию проекта компания потратит порядка 4,2 млрд рублей. На заводе будут собирать космические спутники системы связи "Ямал" и системы наблюдения "СМОТР". Предприятие должны построить до конца 2017 года.
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 7 отправлено 13:36, 20.01.2014
Из-за выявленных проблем с бортовыми часами обновление спутниковой группировки откладывается, график запусков корректируется.

"Известия" узнали о результатах летных испытаний новейшего российского навигационного спутника "Глонасс-К1", выведенного на орбиту в начале 2011 года. Роскосмос планировал начать замену нынешней навигационной спутниковой группировки, состоящей из аппаратов "Глонасс-М", на аппараты следующего поколения "Глонасс-К" с 2016 года. Сейчас эти сроки пересматриваются: дополнительные годы потребовались на решение проблем с атомными часами, ключевым узлом навигационного спутника. Это грустный привет из 1990-х, когда отечественная электронная промышленность пришла к краху. Такие проекты, как ГЛОНАСС, помогают возрождать производства, простаивавшие по 15 лет. Но годы запустения дают о себе знать как раз в те моменты, когда нужно сделать шаг к следующему поколению. История "Глонасс-К" здесь более чем показательна.

Что произошло на орбите

Спутникам "Глонасс-К" совсем скоро суждено стать технологическим лицом России. Система ГЛОНАСС в последнее время получила признание в мировом масштабе, став полноценным конкурентом американской GPS. Не так важно, что ГЛОНАСС позволяет определять координаты с большей, чем у GPS, погрешностью. Разница для большинства потребителей всё равно неощутима, да и ГЛОНАСС на этом рынке новичок. У системы не доделан наземный комплекс управления, не развернута сеть станций сбора измерений и много еще чего. Если всё доделать, точность приблизится к GPS вплотную. И то, что сделано сейчас, безусловно, стоит считать большим достижением. Однако на празднование данного успеха у российской промышленности совершенно нет времени, потому что конкуренты поджимают.

Через пять лет на орбите будет не две как сейчас, а четыре навигационных системы: свои сейчас строят ЕС и Китай. Устроить сравнительное тестирование четырех похожих друг на друга спутниковых систем под силу любому специализированному изданию. И оказаться в таблице, составленной по результатам таких тестов, на четвертом месте, даже после китайцев, нам будет неприятно. Быть обладателями самой слабой глобальной системы — значит объявить всему миру о своей технологической отсталости. Чтобы до этого не дошло, у России должен быть навигационный спутник нового поколения, уже отработанный, испытанный и запущенный в серийное производство. Чем быстрее он появится, тем лучше. Исходя из этих соображений, в Федеральную целевую программу ГЛОНАСС внесли планы запустить первый экспериментальный "Глонасс-К" в 2010 году (запустили в феврале 2011), второй — в 2011 году и третий — в 2014-м. Пока на орбите только один "Глонасс-К", запуск второго образца каждый год переносится на следующий. Оказалось, дело в атомных часах.

— В ходе летных испытаний первого летного образца "Глонасс-К" выявились проблемы с бортовыми часами, — говорит генеральный директор и генеральный конструктор ИСС имени Решетёва Николай Тестоедов. — На этом аппарате у нас там два цезиевых и два рубидиевых устройства. Вопросы были и к тем и к другим.

Атомные часы — это сердце навигационного спутника. Его передатчики излучают сигнал, содержащий точное время и координаты аппарата в данный момент. Получив сигналы от нескольких навигационных спутников, чип в пользовательском приборе, будь то телефон или навигатор, высчитывает свои координаты. Чем более точные данные он получает, тем более аккуратно определяет свои координаты. Именно поэтому некорректная работа атомных часов была воспринята конструкторами как весьма серьезная неполадка. Устранить проблему предстояло головному разработчику спутниковой и наземной аппаратуры системы синхронизации и времени для ГЛОНАСС — петербургскому Институту радионавигации и времени (РИРВ).

В РИРВе "Известиям" рассказали, что всё от них зависящее уже сделали.

— На "Глонасс-К" были зафиксированы отказы квантовых рубидиевых стандартов частоты, — говорит генеральный конструктор по системам и средствам единого времени военного и двойного назначения РИРВ Аркадий Тюляков. — Учитывая некоррелированность отказов, они не являются конструктивными и наиболее вероятно связаны с отказом комплектующих элементов.

Где брать детали

Низкое качество комплектующих подводит ГЛОНАСС не в первый раз. В середине нулевых из-за бракованных печатных плат выходили из строя серийные аппараты, сейчас из-за некачественных деталей страдают перспективные. Ситуацию с платой была возможность решить оперативно, купив новую за границей. С атомными часами так не поступишь, потому что это прибор с уникальными параметрами, сделанный для космического аппарата, сопряженный с его системами. Поэтому искать решение вопроса приходится в рамках возможностей отечественной промышленности.

В "Глонасс-М" применяются цезиевые стандарты частоты. Но для того чтобы их получить, нужно было восстановить производство комплектующих. В частности, в 2006 году в подмосковном Фрязино на предприятии "Исток" было реанимировано производство атомно-лучевых трубок, созданное в советское время. В целом работа дала результат — "Глонасс-М" с этими цезиевыми часами летают и обеспечивают заданную точность измерений. Но в испытаниях "Глонасс-К" они должных параметров не продемонстрировали.

— По цезиевым часам отмечалась деградация параметров, — поясняет заместитель гендиректора "Истока" Сергей Щербаков. — Отказов по ним фактически нет. Деградация параметров означает, что изделие, скорее всего, не прослужит столько, сколько нужно. Перед нами стоит задача повышения точности и надежности. Мы планировали добиться повышения этих параметров, применив метод лазерной селекции. Но проблема в том, что в России сейчас нет лазеров, которые бы делали параметры выше, чем они есть сейчас. Это объяснимо: в твердотельной электронике отстали сильнее, чем в других областях...

Щербаков рассказывает, что оборудование для производства атомно-лучевых трубок в девяностые было законсервировано и простояло 10 лет.

— Такие простои без последствий не обходятся. В этих областях за год уже достигается существенный прогресс, а если ты 10 лет сидел и ничего не делал, то тут уж извините... Со временем мы на требуемый уровень, безусловно, выйдем. А пока всё упирается в вопросы оборудования, технологий и культуры производства.

Сколько нужно времени

Ключевой вопрос для разработчиков ГЛОНАСС — как долго мы будем наверстывать технологическое отставание и где будут конкуренты, когда мы эту задачу решим.

По мнению Александра Кузнецова, главы компании "Новые энергетические технологии" (НЭТ, получила грант "Сколково" на создание малогабаритных атомных часов для наземного применения), характеристики существующих летных образцов можно значительно усовершенствовать за 3–5 лет.

— Эффекта можно добиться через три года, если начать работу прямо сейчас, — говорит Кузнецов. — За этот срок можно провести серьезную модернизацию бортового образца, получив новый прибор, более надежный и с улучшенными характеристиками. Через 5–7 лет можно выйти на новое качество, к которому стремятся европейцы, — там идет работа по созданию опережающего задела. А у нас она не идет. Всё движется к тому, что мы отстанем в технологическом плане со своим ГЛОНАСС от той же европейской навигационной системы Galileo.

Кузнецов рассказал, что НЭТ под эгидой сколковского проекта, посвященного малогабаритным атомным часам, удалось собрать группу ученых, которые занимались тематикой квантовых стандартов частоты во многих странах, в том числе в Германии и США.

— От лица этого коллектива мы в прошлом году предложили Роскосмосу создать бортовой стандарт нового поколения для спутников ГЛОНАСС, — отметил он. — Роскосмос достаточно быстро откликнулся, было созвано специальное совещание с участием представителей предприятий отрасли. Разговоры на эту тему ведутся с лета прошлого года. Никаких принципиальных возражений мы не услышали, но и действий никаких не последовало.

Научный руководитель лаборатории НЭТ Владимир Величанский подчеркивает, что технологическое отставание будет нарастать, если сейчас не заниматься перспективными технологиями.

— Модернизация существующих стандартов это одна задача, помощь в решении которой мы предлагаем "Истоку". Но в то же время сейчас нужно начинать программу, нацеленную на создание перспективных стандартов, работающих на охлажденных атомах, — они дают выигрыш в стабильности сразу на два порядка. Если этого не делать, отставание будет только нарастать. Кстати, именно в России сделали первую в мире магнитно-оптическую ловушку на охлажденных атомах рубидия.

Что делают конкуренты

Часто упоминаемая специалистами европейская система Galileo как раз сейчас разворачивается. Первый этап ее формирования должен завершиться уже в следующем году, когда на орбите будут 18 спутников. Такого количества должно хватить для уверенного покрытия зоны Евросоюза, хотя в дальнейшем группировку планируют увеличить до 30 аппаратов. На определенное время Galileo станет технологическим лидером среди навигационных систем — в ее составе будут новейшие спутники, созданные с учетом накопленного GPS и ГЛОНАСС опыта (многие аппараты GPS летают по 20 лет, успевая за этот отрезок времени откровенно устареть, так что у Galileo тут есть фора).

В основных бортовых атомных часах на спутниках Galileo применяются водородные стандарты частоты, в резервных — рубидиевые. По данным, опубликованным Европейским космическим агентством, стабильность атомных часов на водороде составит 0,45 наносекунд на 12 часов. То есть часы могут отстать либо опередить время на одну миллиардную долю секунды за период немногим более одних суток. Для сравнения: рубидиевые часы на аппаратах Galileo имеют заявленную стабильность на уровне 1,8 наносекунд в 12 часов, то есть их гарантированная точность ниже в четыре раза.

В создании водородных стандартов частоты для Galileo принимали участие российские специалисты из нижегородской компании "Время Ч", отметили в Роскосмосе.

Технический директор "Времени Ч" Борис Сахаров пояснил, что ряд сотрудников компании принимали участие в научно-исследовательских работах по водородным стандартам для Galileo, проводившихся в Швейцарии, но как частные лица, и поэтому говорить об участии компании в проекте некорректно.

— Я думаю, мы Galileo вперед уже пропустили, — говорит Сахаров. — У них летный эксперимент завершен: четыре аппарата, оснащенных водородными стандартами, летают сейчас. О положительных результатах разработчики докладывали на научных конференциях. В результате точность у Galileo будет выше, чем у ГЛОНАСС.

"Время Ч" уже создает водородные часы для космических аппаратов — первые были установлены на космической обсерватории "Радиоастрон", стартовавшей в 2011 году.

Виктор Хартов, гендиректор НПО имени Лавочкина, где строился "Радиоастрон", заверил "Известия", что на сегодняшний водородный стандарт работает без замечаний.

— Мы также участвуем в разработке нового водородного стандарта частоты для аппаратов "Глонасс-К", — говорит Сахаров. — Эта работа была начата в 2007 году, были созданы технологические образцы и успешно испытаны по всем параметрам. Они показали отличные характеристики, результат положительный. Прогресс по характеристикам в сравнении с действующими на спутниках цезиевыми приборами — примерно в 10 раз. То есть стабильность 5 умножить на 10 в минус 15-й степени. Уже не один год эти приборы работают в РИРВе в тестовом режиме, пока без замечаний.

По словам Сахарова, ранее речь шла об установке водородных часов на "Глонасс-К", стартующий в 2013 году. Но из-за проблем с цезиевыми и рубидиевыми стандартами график запусков ощутимо сдвинулся, и сейчас пуск аппарата с водородными часами отложен на неопределенный срок.

— Вроде бы до 2015 года. А так мы в готовы обеспечить водородными стандартами всю группировку. Потому что точки зрения целевых показателей, записанных в ФЦП (точность определения координат ГЛОНАСС на уровне 50 см к 2020 году. — "Известия"), цезиевый стандарт слабоват. Он уже находится на пике возможностей.

Что делается сегодня

По словам Тестоедова, после того как были выявлены проблемы с бортовыми часами, для изучения проблемы и поиска решения при Роскосмосе была сформирована межведомственная комиссия. Причем в нее вошли почти те же специалисты, которые в 2006 году участвовали в комиссии по восстановлению производств атомных часов.

— По итогам летных испытаний проведены все необходимые комиссионные рассмотрения, приняты меры, доработаны все рубидиевые источники, — говорит глава ИСС имени Решетнёва. — Сейчас ждем новой партии цезиевых источников из Фрязино. Поставка ожидается в ближайшие недели. В мае от РИРВа мы получим бортовое синхронизирующее устройство, и это позволит нам, проведя цикл совместных испытаний доработанной аппаратуры и аппарата, обеспечить его запуск в конце этого года, как и запланировано.

Тестоедов признает, что окончательную точку ставит испытание спутника в космосе. Только после этого можно будет заявить о решении проблемы.

— Полагаю, что за полгода-год после запуска мы сможем набрать данные для продолжения работ по серии "Глонасс-К", — говорит он.

Разумеется, гарантии успешных испытаний дать никто не может, и на этот случай в Роскосмосе уже прорабатывают "План Б". Он заключается в том, чтобы одновременно вести мероприятия по повышению точности ГЛОНАСС несколькими путями. И если что-то одно не даст результата, сработает другое.

— Есть несколько путей повышения характеристик системы ГЛОНАСС, — говорит представитель Роскосмоса. — Совершенствование наземного комплекса управления, создание возможностей для более частой закладки информации. Например, если создать возможность закладки информации на борт навигационного спутника дважды в день через геостационарные спутники, то те же часы можно корректировать дважды в день, тем самым нивелируя их неточность. Ведутся работы по созданию межспутниковых линий связи, что позволит коррелировать время постоянно. Каждое из этих мероприятий позволит нам достичь целевых показателей ФЦП ГЛОНАСС, необязательно реализовывать все. Что-то может не получиться, но что-то обязательно даст результат.

В тексте действующей ФЦП ГЛОНАСС указано, что последний спутник "Глонасс-М" должен быть запущен в 2015 году. С 2016 года по утвержденному правительство графику запускаться должны только "Глонасс-К".

— Сейчас мы видим 2018 год как дату начала развертывания серийных аппаратов "Глонасс-К" второго этапа, — говорит Тестоедов. — А до этого мы будем запускать летные образцы, которые вместе с "Глонасс-М" будут поддерживать устойчивость орбитальной группировки.

По словам представителя Роскосмоса, эти планы уже пересматриваются, причем не только из-за затянувшихся испытаний первых летных образцов. Еще одна существенная причина — стабильность существующей группировки. Даже с учетом неудачного запуска трех "Глонасс-М" с Байконура летом прошлого года (ракета упала и взорвалась на первой минуте полета) орбитальная группировка сейчас укомплектована, и работа основных спутников не вызывает нареканий. А значит, можно отложить уже запланированные пуски на более поздний срок. Хотя сегодня уже пять аппаратов ГЛОНАСС перешагнули гарантийный срок активного существования в 7 лет и работают дальше. В Роскосмосе считают этот факт не недостатком системы, а показателем высокой надежности создаваемых аппаратов.

Иван Чеберко
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 8 отправлено 10:22, 23.01.2014
Россия в 2015 году запустит модернизированный грузовик "Прогресс-МС"

Модернизированный корабль получит дополнительную защиту от космического мусора и микрометеоритов на грузовом отеке. Для повышения отказоустойчивости в состав стыковочного механизма и герметизации стыка будут введены дублирующие электродвигатели.

С 2015 года к Международной космической станции (МКС) начнут летать модернизированные космические грузовики "Прогресс-МС", усовершенствования внедряются поэтапно и уже отрабатываются на корабл@х "Прогресс-М", сообщил РИА Новости заместитель главы РКК "Энергия" Николай Брюханов.

"Старт "Прогресса-МС" планируется осуществить во второй половине 2015 года. Роскосмос утвердил техническое задание и конкретизировал нам состав необходимых доработок", — сказал Брюханов.

По его словам, важные изменения коснутся многих устройств, хорошо зарекомендовавших себя ранее на транспортных корабл@х типа "Прогресс-М".
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 9 отправлено 13:11, 22.02.2014
«Газпром космические системы» продолжает планомерно расширять свои мощности, обеспечивающие предоставление услуг спутникового цифрового телевидения, создавая новые возможности для трансляции федеральных и коммерческих телеканалов через спутники своей орбитальной группировки.

В центре спутниковых телевизионных систем компании в Москве введены в эксплуатацию две новые системы формирования ТВ каналов для передачи телевизионных программ через спутники «Ямал-300К» (орбитальная позиция 90 град. в.д.) и «Ямал-402» (орбитальная позиция 55 град. в.д.).
Это позволит «Газпром космические системы» компрессировать дополнительно 32 ТВ программ в форматах MPEG2 и MPEG4 как стандартного разрешения, так и высокой четкости и сформировать несколько многопрограммных пакетов (мультиплексов). В настоящее время через спутник «Ямал-402» уже транслируется ТВ программа в формате HD 3D.
Введенные системы поддерживают все распространенные форматы для передачи звука, в том числе поддерживается технология кодирования многоканального (5.1) объемного аудиосигнала в формат AC3 в реальном времени, скрытые субтитры, телетекст, передача сигналов для вставки региональной рекламы.
Системы имеют резервирование основного каналообразующего оборудования по схеме 1+1 и кодеров MPEG2/4 по схеме 8+2.
Сейчас из 300 телевизионных каналов, распространяемых через спутники «Ямал» на всю территорию России, треть проходят кодирование, сжатие и мультиплексирование в аппаратных центра спутниковых телевизионных систем «Газпром космические системы».
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 10 отправлено 22:59, 17.04.2014
Спутниковый оператор ОАО «Газпром космические системы» (ГКС) в 2014-2017 гг. инвестирует 36,6 млрд руб. внебюджетных средств в создание и вывод на орбиту спутников «Ямал-501» и «Ямал-601».

Об этом рассказал вчера генеральный директор ГКС Дмитрий Севастьянов на международной конференции Satellite Russia & CIS 2014, организованной ComNews Conferences.

Он напомнил, что к 2020 г., по утвержденным планам, российская группировка спутников связи будет насчитывать 16 аппаратов, из них пять будут принадлежать ГКС (сегодня — 13 и 4 соответственно). Спутники «Ямал-202» и «Ямал-201» сойдут с орбиты, спутник «Ямал-300К» перейдет из позиции 90° в.д. в точку 183° в.д., а «Ямал-402» останется в точке 55° в.д. Группировку пополнят три новых аппарата: «Ямал-401» (90° в.д.), «Ямал-501» (81,75° в.д.) и «Ямал-601» (49° в.д.). Орбитальная емкость системы «Ямал» вырастет с 242 до 1116 транспондеров, а их суммарная пропускная способность — с 17 Гбит/с до 80 Гбит/с.

Инвестиции в «Ямал-601» и «Ямал-501» в текущем году составят 4,5 млрд руб. В 2015 г. они вырастут до 11,8 млрд руб., а в 2016 г. — до 13,3 млрд руб. В 2017 г. ГКС вложит в два аппарата еще 7 млрд руб.

Директор по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот в беседе с ComNews пояснил, что программа спутников Ka-диапазона подразумевает комплексные инвестиции не только в сами аппараты, но и в инфраструктуру.

"Тут нужна целостная наземная инфраструктура — хабы, телепорт — которые должны быть запущены одновременно с вводом спутников в эксплуатацию. Кроме того, сюда включены значимые расходы на страхование аппаратов", — добавил Игорь Кот.

Одна из задач «Ямала-601», который будет произведен компанией Thales Alenia Space — заменить спутник «Ямал-202», работающий в С-диапазоне. Помимо этого, на нем будут установлены еще два ретранслятора, предназначенные для Ku- и Ka-диапазонов. «Планируется задействовать до 40 транспондеров для Ка-диапазона», — подчеркивал ранее генеральный директор ГКС Дмитрий Севастьянов (см. новость ComNews от 25 апреля 2013 г.). Это позволит спутнику работать с антеннами диаметром 0,6 м, при этом пропускная способность земных станций повысится до 20 Мбит/с.

Спутник «Ямал-501» во многом будет аналогичен «Ямалу-601». Это КА мощностью 12 кВт и с 448 эквивалентными транспондерами, который будет работать из орбитальной позиции 81,75° в.д. в частотных диапазонах Ku и Ka. Его запуск планируется осуществить в 2018 г.

comnews.ru
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 11 отправлено 22:25, 15.05.2014
"Ямал-401" запустят по осени

Запуск спутника компании "Газпром космические системы" (ГКС) "Ямал-401" с космодрома "Байконур" намечен на 23 сентября этого года.
Об этом генеральный директор ГКС Дмитрий Севастьянов сообщил в ходе расширенного совещания по итогам деятельности Федерального агентства связи (Россвязь) в 2013 г, состоявшемся на 26-ой международной выставке "Связь-Экспокомм 2014". "Ямал-401" оснащен лучами С-и Ku-диапазонов и 88 эквивалентными транспондерами, и предназначается для оказания современных услуг связи в России и сопредельных государств.
Ранее, Дмитрий Севастьянов напоминал, что что к 2020 г., по утвержденным планам, российская группировка спутников связи будет насчитывать 16 аппаратов, из них пять будут принадлежать ГКС (сегодня - 13 и 4 соответственно). Спутники "Ямал-202" и "Ямал-201" сойдут с орбиты, спутник "Ямал-300К" перейдет из позиции 90° в.д. в точку 183° в.д., а "Ямал-402" останется в точке 55° в.д. Группировку пополнят три новых аппарата: "Ямал-401" (90° в.д.), "Ямал-501" (81,75° в.д.) и "Ямал-601" (49° в.д.). Орбитальная емкость системы "Ямал" вырастет с 242 до 1116 транспондеров, а их суммарная пропускная способность - с 17 Гбит/с до 80 Гбит/с.
Как ранее сообщал ComNews, проект "Ямал-400" предусматривал создание и запуск на геостационарную орбиту двух спутников высокой энерговооруженности "Ямал-401" и "Ямал-402", несущих в общей сложности 99 транспондеров (или 154 транспондера в эквиваленте 36 МГц) в С и Ku- диапазонах, создание наземного комплекса управления спутниками, резервного пункта управления, контрольно-измерительного комплекса, а также развитие наземной телекоммуникационной инфраструктуры ГКС.
Контракт на изготовление спутников, подписанный с французской компанией Thales Alenia Space в феврале 2009 г., стоил ГКС не более 430,5 млн евро. Согласно условиям соглашения, TAS в качестве генерального подрядчика должна отвечать за проектирование, создание, тестирование и поставку на условиях "под ключ" бортов "Ямал-401" и "Ямал-402", а также за оснащение наземного комплекса управления (см. новость на ComNews от 9 февраля 2009 г.). Запустить спутники планировалось в 2011 г.
Однако затем, в процессе одобрения контракта, ГКС, "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева" (ИСС им. М.Ф. Решетнева), Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и TAS изменили некоторые пункты договора, увеличив доли работ российской кооперации.
Спутник "Ямал-402", предназначенный для работы в позиции 55° в.д. был изготовлен на заводе TAS на базе платформы Spacebus-4000. При этом ряд комплектующих предоставило ИСС им. М.Ф. Решетнева. Борт "Ямал-401" собирался уже на заводе ИСС, с привлечением комплектующих TAS.
В результате, "Ямал-402", был запущен раньше "Ямал-401" — его запуск состоялся в начале 2013 г. Срок запуска "Ямал-401" после передачи проекта ИСС, был скорректирован, сначала на конец 2013 г., потом на первую половину 2014 г.

По мнению Дмитрия Севастьянова, запуск "Ямал-401" существенно повлияет на бизнес развитие международного бизнеса ГКС.
"С запуском "Ямал-401" в позицию 90 град. в.д. "Ямал-300К" полностью передаст свою загрузку ему и будет перемещен значительно восточнее – в позицию 183 град. в.д. "Ямал-300К" из этой точки покроет Дальний Восток, Северный Китай, Корею, Японию, северную часть Тихого океана (районы интенсивного судоходства) и "дотянется" до западного побережья США. Перенацеливаемый луч будет направлен на Австралию или на другой регион Юго-Восточной Азии, - пояснял Дмитрий Севастьянов. - Так как из нашего Телекоммуникационного центра в Щелково этот спутник будет не виден, в районе Хабаровска мы построим новую станцию управления и телепорт, тем самым расширив географию нашей наземной инфраструктуры" (см. интервью на ComNews от 30 сентября 2013 г.).

Запускать спутник будет компания International Launch Services (ILS) с использованием ракеты-носителя "Протон".
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 12 отправлено 23:07, 04.08.2014
Спутники «Ямал» все активнее используются компаниями Группы Газпром при работах на шельфе

Еще одна морская буровая установка получила связь с «большой землей» через спутниковую группировку «Ямал». Дуплексный спутниковый канал с пропускной способностью 2 Мбит/c связал буровую платформу Doo Sung, которая работает на Южно-Киринском месторождении в Охотском море у Сахалина, с офисом компании «Газпром геологоразведка».
Кроме того, «Газпром космические системы» увеличил пропускную способность каналов спутниковой связи с полупогруженными буровыми установками «Полярная звезда» и «Северное сияние», также ведущими бурение в районе Сахалина. Теперь для этих установок работают спутниковые каналы с пропускной способностью 3/1 Мбит/c.
Для организации каналов используется емкость спутника «Ямал-300К» в орбитальной позиции 90 градусов восточной долготы. Спутниковые каналы «приземляются» в телекоммуникационном центре «Газпром космические системы» в Щелково (Московская область) на земную станцию с диаметром антенны 9 метров и доводятся до заказчиков по оптоволоконным линиям связи.
Эти спутниковые каналы позволяют передавать технологическую информацию и видеоизображение о процессе бурения в режиме реального времени, обеспечивать доступ в Интернет, организовывать сеансы видеоконференцсвязи.
Через другой спутник «Газпром космические системы» - «Ямал-202» - работают еще две морские платформы: «Арктическая» (в интересах компании «Газфлот») и «Приразломная» (в интересах компании «Газпром нефть шельф»).
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 13 отправлено 10:40, 05.09.2014
"Ямал-401" подождет до зимы

ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) намерено застраховать спутник "Ямал-401" на 2,7 млрд руб. ГКС планировала запуск "Ямал-401" уже в этом месяце, однако теперь он перенесен на декабрь нынешнего года.
О конкурсе на оказание услуг по страхованию космических рисков спутника "Ямал-401"говорится в документах, опубликованных на портале госзакупок. Заявки на участие в конкурсе ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) будет принимать до 8 сентября. Итоги конкурса будут подведены 12 сентября.
Согласно документу срок периода страхования начинается после запуска космического аппарата и длится год. "Страхование запуска и начального этапа функционирования спутника "Ямал-401" на орбите производится на случай полной и частичной гибели космического аппарата в результате происшествия", - отмечено в документе.
Страховой группе "СОГАЗ" известно о конкурсе на страхование спутника "Ямал-401", и компания рассматривает возможность участия в нем. "СОГАЗ" давно сотрудничает с ГКС по страхованию космических аппаратов", - подчеркнул в беседе с ComNews представитель "СОГАЗа".
По словам вице-президента ОСАО "Ингосстрах" Александра Подчуфарова, компания планировала участвовать в конкурсе, но формирование перестраховочной защиты оказалось очень сложным. "Мы уже завершаем процесс формирования перестраховочной защиты и, как только он будет окончен, примем решение об участии в конкурсе", - пояснил репортеру ComNews Александр Подчуфаров.
Пресс-служба ОАО "АльфаСтрахование", компания не будет принимать участие в этом конкурсе.
Как ранее сообщалось, 27 августа нынешнего года по заказу ГКС ОАО "Информационные спутниковые системы им. акад. М.Ф.Решетнева" (ИСС) завершило производство космического аппарата "Ямал-401" с использованием полезной нагрузки французской компании Thales Alenia Space (TAS). "Ямал-401" предназначен для ретрансляции сигналов связи и телевещания на территории Европы и Азии. На спутнике установлено 53 транспондера и шесть антенн, работающих в С- и Ku-диапазонах частот. Срок его активного существования составит 15 лет. Запуск космического аппарата был намечен на вторую половину сентября 2014 г. Запускать спутник должн компания International Launch Services (ILS) с использованием ракеты-носителя "Протон". Однако в конкурсной документации, опубликованной вчера на портале госзакупок, уже указана другая дата запуска - декабрь нынешнего года.
Вчера пресс-служба ГКС воздержалась от комментариев по поводу переноса сроков запуска.
Это не первый случай переноса запуска спутника "Ямал-401". Как ранее сообщал ComNews, проект "Ямал-400" предусматривал создание и запуск на геостационарную орбиту двух спутников высокой энерговооруженности - "Ямал-401" и "Ямал-402", несущих в общей сложности 99 транспондеров (или 154 транспондера в эквиваленте 36 МГц) в С- и Ku-диапазоне, создание наземного комплекса управления спутниками, резервного пункта управления, контрольно-измерительного комплекса, а также развитие наземной телекоммуникационной инфраструктуры ГКС.
Контракт на изготовление спутников, подписанный с TAS в феврале 2009 г., стоил ГКС не более 430,5 млн евро. Согласно условиям соглашения, TAS в качестве генерального подрядчика должна отвечать за проектирование, создание, тестирование и поставку на условиях "под ключ" бортов "Ямал-401" и "Ямал-402", а также за оснащение наземного комплекса управления (см. новость на ComNews от 9 февраля 2009 г.). Запустить спутники планировалось в 2011 г.
Однако затем, в процессе одобрения контракта, ГКС, ИСС, Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и TAS изменили некоторые пункты договора, увеличив доли работ российской кооперации.
Спутник "Ямал-402", предназначенный для работы в позиции 55° в.д., был изготовлен на заводе TAS на базе платформы Spacebus-4000. При этом ряд комплектующих предоставило ИСС им. М.Ф.Решетнева. Борт "Ямал-401" собирался уже на заводе ИСС, с привлечением комплектующих TAS. В результате "Ямал-402" был запущен раньше "Ямала-401" - в начале 2013 г. Срок запуска "Ямала-401" после передачи проекта ИСС был перенесен на конец 2013 г.
К 2020 г., как ранее заявлял генеральный директор ГКС Дмитрий Севастьянов, по утвержденным планам, российская группировка спутников связи будет насчитывать 16 аппаратов, из них пять будут принадлежать ГКС (сегодня - 13 и 4 соответственно). Спутники "Ямал-202" и "Ямал-201" сойдут с орбиты, спутник "Ямал-300К" перейдет из позиции 90° в.д. в точку 183° в.д., а "Ямал-402" останется в точке 55° в.д. Группировку пополнят три новых аппарата: "Ямал-401" (90° в.д.), "Ямал-501" (81,75° в.д.) и "Ямал-601" (49° в.д.). Орбитальная емкость системы "Ямал" вырастет с 242 до 1116 транспондеров, а их суммарная пропускная способность - с 17 Гбит/с до 80 Гбит/с (см. новость ComNews от 15 мая 2014 г.).
Тем временем, как на прошлой неделе сообщал ComNews заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот, санкции США, запрещающие ввоз на территорию России продукции двойного назначения, повлияют на проект компании по созданию и запуску спутника "Ямал-601" и приведут к замене американских комплектующих на европейские и российские. "Уже ведется работа по уточнению организационной схемы проекта и корпоративному одобрению уточненных сделок. В целом деятельность по реконфигурации проекта займет пару месяцев", - пояснил Игорь Кот. О каких именно американских комплектующих идет речь, он уточнять не стал (см. новость ComNews от 29 августа 2014 г.).
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 14 отправлено 22:04, 08.09.2014
Запуск спутника "Ямал-401" могут перенести на январь

Запуск телекоммуникационного спутника "Ямал-401", предназначенного для ретрансляции сигналов связи и телевещания на территории Европы и Азии, может быть перенесен с декабря этого года на январь 2015 года из-за нехватки ракет-носителей "Протон-М", сообщается на сайте "Русской службы новостей".

"В связи с проведением дополнительных проверок третьих ступеней ракет-носителей "Протон-М", вызванных майской аварией, до конца года можно провести не более четырёх пусков этой ракеты. Первые три зарезервированы под запуск "Луча", "Экспресс-АМ6" и Astra 2G. Четвёртый планируется с аппаратом "Ямал-401", но вместо этого, в случае такого решения военного ведомства, может быть осуществлён запуск военного аппарата, а "Ямал", соответственно, сдвинется на следующий год, примерно на январь", – сказал источник в ракетно-космической отрасли.

В конце августа предприятие "Информационные спутниковые системы" имени М.Ф. Решетнева сообщило, что изготовление спутника "Ямал-401" завершено. На спутнике установлено 53 транспондера и шесть антенн, работающих в С- и Ku-диапазонах частот. Это третий космический аппарат, созданный на базе унифицированной платформы тяжёлого класса "Экспресс-2000". Масса спутника - 2976 кг; мощность, выделяемая на полезную нагрузку, - 11 кВт; срок активного существования составит 15 лет. "Ямал-401" построен по заказу ОАО "Газпром космические системы" (ГКС).

Ранее запуск спутника планировался на 23 сентября, об этом заявлял в мае генеральный директор ГКС Дмитрий Севастьянов. Однако позднее появились данные, что планируемая дата запуска космического аппарата - декабрь 2014 года.

Напомним, что 16 мая с ракетой-носителем "Протон-М" произошла авария, когда она с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником связи "Экспресс АМ4R" стартовала с Байконура. На 324-й секунде полета начала работу третья ступень. Она должна была закончить на 583-й секунде, но уже на 546-й секунде телеметрия показала резкое падение давления в рулевом двигателе третьей ступени. Разрушение третей ступени произошло на высоте 160 км при скорости полета 7 км/с. Все составные части, а также компоненты топлива сгорели в плотных слоях атмосферы. Спутник должны были вывести на геостационарную орбиту в точку стояния 80° в.д.
Активный участник
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 4730 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Поблагодарить: 0 | сообщение № 15 отправлено 12:10, 17.09.2014
ГКС планирует покрыть спутниковой связью все восточное полушарие

Компания "Газпром космические системы" планирует в перспективе распространить спутниковую связь на все восточное полушарие, эти планы, в частности, будут реализованы с помощью космического аппарата "Ямал-401", сообщил заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот интернет-изданию ComNews.

"Мы продолжаем загружать новые спутники. Запуск аппарата "Ямал-401", который готовится в этом году, позволит нам повысить общую емкость на орбите на 53 физических транспондера, или 88 транспондеров в эквиваленте 36 МГц. Мы связываем свое развитие с этим спутником", - отметил он.

Как поясняется на сайте компании, после запуска в позицию 90 градусов восточной долготы спутника "Ямал-401" переместится на восток действующий спутник "Ямал-300К", что позволит компании расширить географию своего бизнеса.

"Запуск "Ямал-401", а затем - до 2020 года - еще двух спутников с высокой пропускной способностью увеличат орбитальную ёмкость системы "Ямал" в 6 раз, а пропускная способность системы превысит 80 Гбит/с", - говорится в сообщении.

Напомним, что строительство спутника "Ямал-401" было завершено в конце августа. На спутнике установлено 53 транспондера и шесть антенн, работающих в С- и Ku-диапазонах частот. Это третий космический аппарат, созданный на базе унифицированной платформы тяжёлого класса "Экспресс-2000". Масса спутника - 2976 кг; мощность, выделяемая на полезную нагрузку, - 11 кВт; срок активного существования составит 15 лет. Запуск космического аппарата запланирован на декабрь, однако ранее появились сведения, что он может быть перенесен на январь 2015 года из-за нехватки ракет-носителей "Протон-М".

В данный момент доля компании на российском рынке спутниковой связи составляет 25%. "Мы ожидаем, что в следующем году эта доля сохранится. В 2014 году мы также ждем сохранения темпов роста и продаж на уровне 2013 года", - отметил Игорь Кот.

Кроме того, компания укрепляет свои позиции на международном рынке. Запуск спутников "Ямал-300К" и "Ямал-402" в 2013 году позволил начать освоение новых регионов, в частности, Африки и Ближнего Востока. Компания за год удвоила клиентскую базу за пределами России и сейчас международный рынок приносит ей около 20% дохода.

На Мировой неделе спутникового бизнеса, которая проходила в Париже, "Газпром космические системы" получил международную премию как лучший региональный оператор, продемонстрировавший в 2013 году самое впечатляющее развитие. Выручка компании в 2013 году выросла на 29% и составила 104,7 млн долларов, сообщается на сайте компании.
 
Перейти
Найти

Доступ закрыт.

  1. Вам запрещено отвечать в темах данного форума.

Загрузка...